Использование
понятия «социальное» предполагает рассмотрение явлений и процессов с особой
точки зрения, предполагающей, что они объединены различными связями между
различными видами деятельности, событиями, ситуациями, возникающими в процессе
общественной жизни людей.
Ценности→Нормы→Привычки, обычаи.
Социальная
обусловленность любых социальных (общественных) явлений.
Свою концепцию
Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное
действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание
социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл,
который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии
находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих
человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры. В
отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу
естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к
наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют
автономную область знания.
Все научные
категории — только конструкции нашего мышления. «Общество», «государство»,
«институт» — это просто слова, поэтому им не следует приписывать онтологических
характеристик. Единственно реальным фактом общественной жизни является
социальное действие. Всякое общество представляет собой совокупный продукт
взаимодействия конкретных индивидов. Социальное действие — атом общественной
жизни, и именно на него должен быть направлен взгляд социолога. Действия
субъектов рассматриваются как мотивированные, имеющие смысл и ориентацию на
других, эти действия можно анализировать с помощью расшифровки смыслов и
значений, которые придают субъекты этим действиям. Социальным действием, пишет
Вебер, считается действие, которое по смыслу соотносится с действиями других
людей и ориентируется на них.
То есть Вебер
выделяет 2 признака социального действия:
осмысленный
характер;
ориентация на ожидаемую
реакцию других лиц.
Основные
категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное
действие. Поведение — наиболее общая категория деятельности, которая становится
действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном
действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других
людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые
связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты.
Результат понимания
по Веберу — гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть
подтверждена объективными научными методами.
Вебер выделяет
четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и
осмысляемости:
целерациональное
— когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных
рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный
вариант её достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной
ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической
практики.
ценностно-рациональное
— определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от
его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем её достижение
оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает
тонущий корабль);
традиционное —
определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон
социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или
окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды).
аффективное —
определяется эмоциями;
Социальное
отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным
отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция,
обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное,
обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами
социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка:
традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный.
Комментариев нет:
Отправить комментарий