Социализация –
процесс формирования личности, в ходе которого индивид усваивает умения,
образцы поведения и установки, свойственные его социальной роли.
Данный процесс не
следует понимать как механическое перенесение извне вовнутрь, поскольку в ходе
социализации человек преобразует ценности своего окружения в свои собственные.
Социализация
включает в себя как стихийное, так и целенаправленное воздействие. В последнем
случае это воспитание, которое противопоставляется собственно социализации.
Процесс
социализации проходит стадии, которые называют еще основными жизненными
циклами. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения
результата или завершенности процесса социализации можно выделить начальную,
или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и
продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую два других периода.
Существует два
понимания социализации:
1) социализация
может рассматриваться как процесс усвоения социальных норм, в ходе которого
индивид превращает внешние нормы, навязанные ему окружением, во внутренние,
которым он подчиняется добровольно. Другими словами, личность делает нормы
частью своего «я»;
2) социализация
может рассматриваться также как важная составляющая социального взаимодействия:
индивиды стремятся повысить самооценку, приводя свои действия в соответствие с
ожиданиями других, и благодаря этому стремлению они социализируются.
Выделяются
следующие стадии социализации:
1) первичная социализация,
или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает
социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает);
2) стадия
индивидуализации (проявляется желание выделить себя среди других, критическое
отношение к общественным нормам). В подростковом возрасте стадия
индивидуализации, самоопределения характеризуется как промежуточная
социализация, так как мировоззрение и характер подростка пока еще неустойчивы.
Юношеский возраст (18–25 лет) характеризуется как устойчиво-концептуальная
социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности;
3) стадия
интеграции (появляется желание найти свое место в обществе). Интеграция
проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. В
обратном случае невозможны следующие исходы:
а) сохранение
своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий с людьми и обществом;
б) изменение
себя;
в) конформизм,
внешнее соглашательство, адаптация;
4) трудовая
стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его
трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и
воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою
деятельность;
5) послетрудовая
стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий
существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его
новым поколениям.
Главными
социальными институтами являются:
- Семья
- Группа сверстников
- Религия
- СМИ
- Правовая система
Социализация человека
во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда,
условно говоря, `механизмов`. Агенты+факторы=механизмы социализации.
Подразделяются на:
1).
Социально-психологические механизмы
2).
Социально-педагогические механизмы
К
социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:
Импринтинг
(запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном
уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов.
Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на
более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов,
ощущений и т. п.
Экзистенциальный
нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения,
обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
Подражание -
следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей
произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального
опыта.
Рефлексия -
внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или
отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества,
семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может
представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я
человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек
может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той
реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.
К социально-педагогическим
механизмам социализации можно отнести следующие:
Традиционный
механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм,
эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и
ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение
происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления,
некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность
традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает,
`как надо`, `что надо`, но это его знание противоречит традициям ближайшего
окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель
Монтень, который писал: `:Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и
общепринятые житейские правила тащат нас за собой`. Кроме того, эффективность
традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального
опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или
блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в
большой город), могут `всплыть` в поведении человека при очередном изменении
жизненных условий или на последующих возрастных этапах.
Институциональный
механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в
процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными
организациями, как специально созданными для его социализации, так и
реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными
функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также
средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с
различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им
соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта
имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного
избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой
коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют
на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной
информации, но и через представление определенных образцов поведения героев
книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем,
что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета
французский балетмейстер Жан Жорж Новер, `поскольку страсти, испытываемые
героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей
обыкновенных, им легче и подражать`. Люди в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными
героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и
т. д.
Стилизованный
механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой
в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих
проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного
профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный
стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной
группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере,
поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники,
коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.
Межличностный
механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с
субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический
механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д.
Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый
взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно,
что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с
которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и
носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со
значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние,
не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.
Комментариев нет:
Отправить комментарий