Социал-дарвинизм
пользовался особой популярностью с конца XIX века до окончания Второй мировой
войны, хотя некоторые критики полагают, что современная социобиология также
может быть классифицирована как форма социал-дарвинизма.
Элементы
социал-дарвинистской теории используются различными консервативными движениями,
либертарианцами, сторонниками лессеферизма и милитаризма. В своих крайних
проявлениях социал-дарвинизм служит псевдонаучным основанием евгеники и
расизма. Социал-дарвинисты в своих учениях часто использовали мальтузианство, а
также положения евгеники для обоснования превосходства наследственных свойств
господствующих классов, например, людьми белой расы над неграми.
Социал-дарвинизм
объясняет эволюцию общественной жизни биологическими принципами естественного
отбора и борьбы за выживание, подчёркивая роль конфликтов в общественном
развитии. Тем самым, его идеи находятся в оппозиции к принципам патернализма, к
основным принципам традиционного общества.
Социал-дарвинизм
является детерминистическим учением: социальный конфликт, с его точки зрения,
является вечным и неустранимым, хотя, по Спенсеру, должен привести, в конечном
итоге, к становлению идеального общества. Однако некоторые сторонники этой
теории наоборот делают из неё вывод о деградации человечества.
Принципы
социал-дарвинизма схожи с основными постулатами лессеферизма и
капиталистической экономики: все эти учения ставят человека перед выбором:
«либо плыви, либо тони», признавая всех, кто не смог приспособиться к условиям
капиталистической экономики, «людьми низшего сорта». В своих крайних
реакционных вариантах социал-дарвинизм близок к евгенике и расизму и служит
обоснованием для господства буржуазии, милитаризма и империализма во внешней
политике. Противники аболиционизма часто использовали социал-дарвинизм для
объяснения своих расистских теорий.
Социал-дарвинизм
объясняет эволюцию общественной жизни биологическими принципами естественного
отбора и борьбы за выживание, подчёркивая роль конфликтов в общественном
развитии. Тем самым, его идеи находятся в оппозиции к принципам патернализма, к
основным принципам традиционного общества.
Социал-дарвинизм
является детерминистическим учением: социальный конфликт, с его точки зрения,
является вечным и неустранимым, хотя, по Спенсеру, должен привести, в конечном
итоге, к становлению идеального общества. Однако некоторые сторонники этой
теории наоборот делают из неё вывод о деградации человечества.
Принципы
социал-дарвинизма схожи с основными постулатами лессеферизма и
капиталистической экономики: все эти учения ставят человека перед выбором:
«либо плыви, либо тони», признавая всех, кто не смог приспособиться к условиям
капиталистической экономики, «людьми низшего сорта». В своих крайних
реакционных вариантах социал-дарвинизм близок к евгенике и расизму и служит
обоснованием для господства буржуазии, милитаризма и империализма во внешней
политике. Противники аболиционизма часто использовали социал-дарвинизм для
объяснения своих расистских теорий.
В целом ключевые
понятия теории биологической эволюции: <естественный отбор>, <борьба
за существование>, <выживание сильнейшего> - стали в какой-то мере
характерными для всей социальной науки второй половины XIX в.
Биологический
редукционизм в социальной мысли, опиравшийся на теорию эволюции и получивший во
второй половине XIX в. название <социальный дарвинизм>, продолжил и
усилил тенденцию, присутствующую в теориях вышеназванных мыслителей. Наиболее
общий признак социального дарвинизма - рассмотрение социальной жизни как арены непрерывной
и повсеместной борьбы, конфликтов, столкновений между индивидами, группами,
обществами, а также между социальными движениями, институтами, обычаями,
нравами, социальными и культурными типами и т. п.
Непосредственным
предтечей социального дарвинизма был уже упоминавшийся Т. Мальтус, который в
своем <Опыте о законе народонаселения> (1798) обосновывал тезис о
<борьбе за существование> и <выживании сильнейшего> в качестве
важнейших факторов социальной жизни.
Общепризнанным
инициатором и вдохновителем социального дарвинизма явился английский философ и
социолог Герберт Спенсер (1820 - 1903), рассматривавший борьбу за
существование, естественный отбор и выживание наиболее приспособленных в
качестве не только биологических, но и социальных факторов.
Важное значение
имели национальные особенности в интерпретациях социального дарвинизма,
обусловленные тем, на какие интеллектуально-культурные традиции и тенденции
наслоились принципы теории эволюции. На родине этой теории, в Англии, эти
принципы соединились с идеями мальтузианства и утилитаризма в этике и
политической экономии.
Социал-дарвинистская
парадигма содержала в себе и немало изъянов. Главный из них с социологической
точки зрения - биологический редукционизм как таковой. Но и он сам по себе не
давал оснований для преувеличения роли конфликта в социальной жизни (это другой
серьезный изъян социального дарвинизма).
Комментариев нет:
Отправить комментарий